Материалы

Печать

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»  устанавливает правовые основы организации и осуществления контроля за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных организаций, иных органов и юридических лиц, реализующих отдельные публичные полномочия.

Из сферы действия данного закона исключено осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, которое регулируется соответствующими федеральными законами. Кроме того, установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.
Закон дает понятие общественного контроля, под которым понимается  деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
К субъектам контроля относятся федеральная и региональные общественные палаты, общественные палаты (советы) муниципалитетов, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти.
Кроме того, могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля. Определены их права и обязанности.
Так, в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, субъекты общественного контроля вправе: запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы власти; подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в эти органы власти, и в средства массовой информации и др.
Также данной нормой определены обязанности субъектов общественного контроля. В частности, они обязаны: соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;  соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления; не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами; обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и др.
Кроме того, Законом вводится понятие конфликта интересов при осуществлении общественного контроля, при наличии которого  общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля не допускается к осуществлению общественного контроля. В случае наличия у перечисленных лиц личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, последние обязаны проинформировать об этом соответственно субъекта общественного контроля или общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции,  группы общественного контроля,  иные организационные структуры общественного контроля, в письменной форме.
Общественный контроль проводится в виде общественных мониторинга, проверки, экспертизы, а также в таких формах, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и др. Возможно применение нескольких форм.