Краткая характеристика района и основные экономические показатели
Муниципальное образование Дигорский район расположен в западной лесостепной и частично предлесной зоне горной части РСО-Алания. Общая площадь административной территории Дигорского района составляет 58 451га. На начало 2013 года площадь сельскохозяйственных угодий составляет -21669га, в том числе пашни -14389га, многолетние насаждения – 256га, сенокосы – 1986га, пастбища – 5038га.
На территории района протекают три малые реки: Урсдон, Дур-Дур и Црау.
Муниципальное образование Дигорский район граничит:
- на северо-западе с Ирафским районом и Кабардино-Балкарией,
- на северовостоке с Кировским районом,
- на востоке с Ардонским районом,
- на юго-востоке с Алагирским районом.
В состав муниципального образования Дигорский район входят:
- Дигорское городское поселение (г.Дигора);
- Дур-Дурское сельское поселение (село Дур-Дур);
- Карман-Синдзикауское сельское поселение (село Карман-Синдзикау);
- Кора-Урсдонское сельское поселение (село Кора-Урсдон);
- Мостиздахское сельское поселение (село Мостиздах);
- Николаевское сельское поселение (станица Николаевсская).
На территории Дигорского района:
- объектов бытового бытового обслуживания -14,
- магазинов – 148,
- объектов общественного питания -6,
- учреждений здравоохранения -1,
- учреждений культуры и искусства -6,
- протяжённость уличной газовой сети – 226979м,
- протяжённость уличной водопроводной сети – 154600м,
- протяжённость канализационной сети – 10258м,
- протяжённость тепловых и паровых сетей – 1200м,
- общая площадь жилых помещений –475,343
Промышленность представлена отраслями производства:- гофракартонной тары, хлебобулочных изделий, алкогольной продукции, строительных материалов, минеральной воды.
Сельское хозяйство представляют отрасли производства зерна и зернобобовых культур, а так же животноводства и садоводства.
Природно-климатические условия и наличие сенокосов и пастбищ, располагают к разведению и откорму крупно рогатого скота, а так же развитию овцеводства.
Малое предпринимательство представлена такими отраслями как- торговля, транспортные услуги, стоматологические услуги, ремонт автомобилей, ритуальные услуги, общественное питание, ремонт и изготовление мебели, бытовые услуги.
На территории района имеются природные ресурсы: – минеральные воды, нерудные строительные материалы, а так же полезные ископаемые – известняки, мергели, песчано-гравийные смеси, кирпичные глины.
Водные ресурсы района – подземные пресные воды, реки Урсдон, Дур-Дур и Црау.
Среднегодовая численность население муниципального образования Дигорский район в 2012 году составила 18938 человек, плотность населения - 32чел./1кв.км.
На территории района проживают представители 24 национальностей, из них осетин – 16988 человек, это 89,70%, русских – 1432 человек , это 7,56%. Конфликтов на почве национальной принадлежности не отмечено.
По состоянию на 31.12.2012г. количество получателей пенсий – 5972 чел.,
Средний размер трудовой пенсии в 2012 году составил 8014,69 руб.
На конец 2012 года статус безработных имели 891 человек.
В разрабатываемой схеме территориального планирования Дигорского района основными направлениями определены следующие мероприятия развития социальной сферы(с указанием населённых пунктов):
реконструкция и расширение системы водоснабжения (г.Дигора, С.Дур-Дур, с Карман –Синдзикау, с.Кора-Урсдон.) ;
реконструкция существующих и строительство новых канализационных сетей (г.Дигора, ст.Николаевская, с.Мостиздах);
строительство противопаводковых объектов (г.Дигора, с.Дур-Дур, с.Карман-Синдзикау, с.Кора-Урсдон) ;
строительство мусороперерабатывающего завода (г.Дигора);
строительства объекта по утилизации трупов животных (г.Дигора);
расширение существующих дошкольных общеобразовательных учреждений (г.Дигора, С.Карман-Синдзикау, с.Кора-Урсдон);
строительство учреждений дополнительного образования (г.Дигора, с.Дур-Дур, с.Карман-Синдзикау, с.Кора-Урсдон, ст.Николаевская);
расширение учреждений здравоохранения (во всех населённых пунктах);
строительство летних бассейнов (во всех населённых пунктах);
строительство общественно-коммерческого центра (во всех населённых пунктах):
строительство индивидуального жилья повышенной комфортабельности (с.Дур-Дур, с,Карман-Синдзикау, с.Кора-Урсдон, ст.Николаевская, с.Мостиздах);
строительство спортивного зала (с.Дур-Дур, с.Карман-Синдзикау, с.Кора-Урсдон, ст.Николаевская) ;
капитальный ремонт Сельского Дома культуры с обустройством централизованного отопления и канализации (с.Дур-Дур, ст.Николаевская, с.Мостиздах);
строительство противооползневых объектов (с.Кора-Урсдон);
расширение существующих дошкольных учреждений (с.Кора-Урсдон);
строительство новых очистных сооружений канализации (ст.Николаевская).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Основными задачами экономического развития Дигорского района являются:
- обеспечение повышения реального уровня жизни населения;
- обеспечение роста налоговых сборов;
- установление жёсткого режима экономии и целевого использования бюджетных средств;
- обеспечение темпов экономического роста во всех ведущих отраслях экономики к предыдущему году;
- создание экономических условий, способствующих развитию предприятий малого бизнеса;
- способствование привлечению инвестиций в реальный сектор экономики;
- создание благоприятных условий для организации на территории района новых производств и увеличения рабочих мест;
- реализация приоритетных национальных проектов в районе.
Основные достигнутые значения показателей экономического развития Дигорского района:
1. Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на 1 жителя составил в 2012 году – 261,4 рублей, против 1621,2 руб. в 2011 году, что на 1359,8 рублей или на 83,9% меньше. По прогнозным данным планируется в ближайшие три года увеличить этот показатель в 2013 году до 850,0 рублей.
2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, в 2012 году составила 11774,8 рубля. Это больше чем в 2011 году на 2516,9 рублей или на 27,2%, а по отношению к 2010 году больше на 3914,3 рублей или на 49,8%. По прогнозным данным планируется увеличивать этот показатель по отношению к 2012 году, в 2013 году на 1125,2 рублей или на 9,6%.
3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных учреждений составила 6262,9 рубля. В 2011 году этот показатель составлял 5915,8 рублей, а в 2010 году 5671,1 рубля, Имеет место фактический рост показателя к 2011 году – 347,1 рубля или 5,9%, к 2010 году – 591,8 рубля или 10,4%. На ближайшие три года по прогнозным данным планируется рост данного показателя по отношению к отчётному периоду, к 2013 году на 85%, к 2014 году на 88% и к 2015 году на 90%.
4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2012 году составила 9634,8 рубля, в том числе учителей – 11338,0 рублей. Рост по отношению к 2010 году составил соответственно 2065,7 рубля т.е на 27,3% и – 2837,9 рублей т.е. на 33,4 рубля. По отношению к 2011 году показатель для работников муниципальных общеобразовательных учреждений вырос на 741,2 рубля или 8,3% , а для учителей снизился на 3094,8 рубля или на 21,4%. Прогноз увеличения данных показателей- на 2013 год соответственно – 0,16% и 39,5%; на 2014 год соответственно – 1,71% и 45,5%; и на 2015 год соответственно – 3,8% и 58,7%.
5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства за отчётный 2012 год составила 6378,7 рубля. По отношению к 2011 году данный показатель снизился на 7527,1 рублей или на 54,1%, а по отношению к 2010 году на 2319,3 рубля или на 26,7%. В перспективе на ближайшие три года по прогнозным данным планируется рост показателя по отношению к отчётному периоду: в 2013 году на 19,5%, в 2014 году на 38,3% и в 2015 году на 58,7%.
6. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта, составила в 2012 году 6830,0 рублей. Это больше чем в 2011 году на 743,5 рублей или на 12,2%, и больше чем в 2010 году на 1032,7 рубля или на 17,8%. Прогнозируется по отношению к отчётному периоду дальнейший рост показателя: в 2013 году до 11533,4 рубля или на 68,8%, в 2014 году до 14971,5 рублей или на 119,2% и в 2015 году до 15843,6 рублей или на 131,9%.