Печать

Об опыте проведения и перспективах развития Всероссийского конкурса «Лучшая Муниципальная практика»

Важная роль в решении задачи по повышению уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для их проживания , условий  и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека отведена органам местного самоуправления. Реализация масштабных инфраструктурных мероприятий , предусмотренных национальными проектами, во многом зависит от качества решения вопросов местного значения.  В настоящее время органами местного самоуправления накоплен успешный опыт повышения эффективности Муниципального управления на основе внедрения новых управленческих технологий и инноваций, развития «обратной связи» с населением и поддержки общественных инициатив.

Работа по выявлению, обобщению и распространению примеров лучшей муниципальной практике в нашей стране приобрела системный характер. Всероссийский конкурс «Лучшая Муниципальная практика» (далее-Конкурс) организуется и проводится в целях выявления, поощрения и распространения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления и решению вопросов местного значения муниципальных образований. В качестве награды в бюджет победителей перечисляются финансовые средства. В 2018 году сумма конкурсных средств составляла 40 млн.рублей. Уже в этом году эту сумму конкурсных средств планируется увеличить кратно до 160 млн.рублей. Долю из них , полагающуюся за победу в Конкурсе, муниципальные образования могут использовать на благоустройство , развитие инфраструктуры и другие нужды -соответственно номинации, в которой победил проект Муниципального Образования.Порядок организации и проведения Конкурса, а так же порядок предоставления межбюджетных трансфертов на премирование победителей определён Положением о Всероссийском конкурсе «Лучшая Муниципальная практика» , утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года номер 815. В соответствии с указанным положением Конкурс проводится ежегодно и состоит из регионального и федерального этапов , проводимых последовательно. Изначально (в 2017 году) Конкурс проводился в трёх номинациях: 1) градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства ; 2) Муниципальная экономическая политика и Управление муниципальными финансами; 3) обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями Муниципальных Образований ,развитие территориального общественного самоуправления и привлечения граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах. Однако уже к концу 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года номер 1424 в рамках Конкурса была утверждена четвёртая номинация «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» В Конкурсе в настоящее время участвуют городские округа, городские округа с внутригородским делением, городские и сельские поселения. Участие Муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения и внутригородских районов городских округов с внутригородским делением не предусмотрено. С учетом того, что городские округа, городские поселения обладают потенциалом , не сопоставимым сельскими поселениями, Конкурс в настоящее время проводится в двух категориях : 1 категория -городские округа (в том числе с внутригородским делением) и городские поселения; 2 категория -сельские поселения. В 2020 году в связи с тем , что городские округа по практике проведения Конкурса обладают потенциалом , не сопоставимым с городскими поселениями их планируют отнести к разным категориям, а так же планируется одновременно добавить ещё и четвертую категорию -муниципальные районы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года  номер 815 «О Всероссийском конкурсе «Лучшая Муниципальная практика»  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством Экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральным агенством по делам национальностей были утверждены формы конкурсных заявок Муниципальных Образований в соответствующих номинациях. Со всеми этими формами можно ознакомиться и  на сайте Администрации Главы РСО-АЛАНИЯ и Правительства РСО-АЛАНИЯ. Региональный этап Конкурса проводится в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях выявления и отбора примеров лучшей муниципальной практики в каждом из субъектов Российской Федерации для последующего проведения Федерального этапа Конкурса. В целях проведения регионального этапа Конкурса органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и издаются правовые акты , утверждающие порядок проведения регионального этапа Конкурса, а также регулирующие деятельность конкурсных комиссий и их состав. Так же отдельные муниципальные образования принимают правовые акты, направленные на внедрение лучших Муниципальных практик. К сожалению наша республика впрочем как и все остальные субъекты Российской Федерации (кроме Ставропольского края, которые в 2018 году заняли первое место в одной из номинаций) входящие в состав СКФО не принимали в 2017-2018 годах в этом Конкурсе. По поручению Главы РСО-АЛАНИЯ В.З. Битарова Правительство РСО-АЛАНИЯ разработало и приняло в апреле 2019 года необходимое постановление обеспечивающее организацию и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая Муниципальная практика» в этом и последующие годы. Большую работу по организациионно-техническому обеспечению деятельности конкурсной комиссии и принятию дополнительных мер в целях повышения активности , заинтересованности и более широкого привлечения Муниципальных Образований к участию в Конкурсе  проводит  под руководством Келехсаева Р.К., Администрация Главы РСО-АЛАНИЯ и Правительства РСО-АЛАНИЯ.В результате чего региональный этап данного Конкурса стартовал в нашей республике и в настоящее время муниципальные образования (городской округ г.Владикавказ, городские и сельские поселения) готовят свои конкурсные заявки и презентации, которые необходимо им передать в конкурсную комиссию в срок до 1 июня 2019 года.  По поручению Главы РСО-АЛАНИЯ В.З. Битарова в городском округе г.Владикавказ и на базе всех Муниципальных районов нашей республики созданы рабочие группы по оказанию организационной и методической помощи городским и сельским поселениям по подготовке вышеуказанных заявок и презентаций. В этом им каждый в соответствующей номинации оказывают содействие вместе с Администрацией  Главы РСО-АЛАНИЯ и Правительства РСО-АЛАНИЯ  и наши республиканские органы исполнительной власти:Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики; Комитет архитектуры и градостроительства; министерство экономического ; министерство финансов и министерство по вопросам национальных отношений. По поручению Главы РСО-АЛАНИЯ В.З. Битарова все вышеуказанные органы исполнительной власти должны оказывать содействие органам местного самоуправления в решении возникающих проблем в процессе подготовки конкурсных заявок и по взаимодействию со своими федеральными коллегами доводить до сведения органов местного самоуправления информацию о типовых ошибках , допускаемых органами местного самоуправления при оформлении конкурсных заявок. Органам местного самоуправления необходимо принимать более активное участие в конкурсе и обращаться к сборникам лучших практик по результатам Конкурса , формируемым уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, интегрировать лучшие практики в систему муниципального управления